«Panhard» 178 AMD-35



Обновления (Updatе):

******



ФОТОГАЛЛЕРЕЯ:

·     AMD-35 №№ 90247 - 91673

·     AMD-35 №№ 99792 - 99871

·     AMD-35 №№ М-4504 - М-4578

·     AMD-35 №№ М-7542 - М-7661

·     AMD-35 №№ М-17980 - М-18059

·     AMD-35 №№ М-16148 - М-16180

·     AMD-35 №№ М-18281 - М-18349

·     AMD-35 (номера не определены)

·     Машина связи на базе AMD-35


 

 

 

 

AMD35pr_04

 

 

AMD35pr_02

 

 

Первый вариант прототипа (наличие гусениц, гнутые крылья). Франция, 1934 год. [4]

 

 

AMD35pr_p.01

 

 

Первый вариант прототипа. [16]

 

 

 

 


Прототип AMD-35.


В 1931 году командование французской кавалерии, являющейся отдельным родом войск, объявило конкурс на разработку проекта колесного разведывательного бронеавтомобиля для кавалерии (программа AMD - Automitrailleuse de cavalerie type Découverte).

Технические требования к бронеавтомобилю были сформулированы 22 декабря 1931 года, изменены - 18 ноября 1932 года и окончательно одобрены 9 декабря 1932 года. Согласно последним, это должна была быть машина с четырьмя ведущими колесами, массой в 4 тонны, запас хода не менее 400 км, максимальная скорость - 70 км/ч, крейсерская скорость 40 км/ч, радиус поворота - 12 м, вооружение: 20-мм пушка и 7,5-мм пулемет.

В конкурсе приняли участие фирмы: «Berliet», «Latil», «Panhard» и, по одним данным - «Peugeot», по другим [16] - «Renault». Чертежный вариант «Panhard», разработанный инженером Луи Делагардом, был закончен в октябре 1933 (конструкторское обозначение «voiture spéciale 178») и опирался на опыт создания бронеавтомобиля AM 175. Тогда же был заключен контракт на постройку опытного образца.

 

 

 

 

AMD35pr_01

 

 

AMD35pr_03

 

 

Усовершенствованный вариант прототипа - ликвидированы гусеницы, другая форма крыльев. Машина имеет регистрационный №82827 и знак 6CUIR (6 кирасирского полка). 1936 год. [2]

 

 

AMD35pr_p.02

 

 

Усовершенствованный вариант прототипа с башней типа «Vincennes». На борту знак 6CUIR: «петух» в белом прямоугольнике. [16]

 

 

 

 


Прототип имел колесную формулу 4х4 и классическую компоновку с задним расположением двигателя. Особенностью конструкции было наличие двух постов управления: переднего (основного) и кормового, благодаря чему машина могла ехать задним ходом без дополнительных маневров. Так как управляемые колеса находились спереди, то вождение задним ходом было сложным делом и требовало хорошей практики. Полноприводной движитель состоял из четырех ведущих колес с пневматическими шинами. Плавность хода обеспечивалась полуэллиптическими листовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами. Для улучшения проходимости по пересеченной местности прототип «Panhard» 178 снабдили двумя небольшими гусеницами длиной 0,9м, разместив их под днищем корпуса. Управление гусеницами осуществлялось из машины.

Броневой корпус клепанный. Толщина бронеплит из катанной стали, размещенных под рациональными углами наклона, составляла от 9 до 13 мм.

Водитель находился впереди в отделении управления, имевшем вид выступающей вперед бронерубки, и имел большое количество люков и смотровых щелей, что облегчало управление бронемашиной. За передним постом управления находилось боевое отделение с клепаной башней «Avis». В ней размещались 13,2-мм и 7,5-мм пулеметы. Слева в задней части боевого отделения находился второй пост управления.

За кормовым постом управления находился моторный отсек, радиатор и вентилятор, изолированные от боевого отделения противопожарной перегородкой. Кроме того прототип был оснащен автоматической системой пожаротушения «Telecamit». В задней части машины по центру располагался радиатор с вентилятором, за ним два бензобака емкостью 118 и 23 литра. Перед радиатором находился двигатель «Panhard» ISK 4FII bis (карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, объемом 6333 см3, мощностью 105 л.с. при 2000 об/мин). Глушитель, закрепленный вертикально внутри брони, немного выступал с правой стороны.

Посадка экипажа из пяти человек (в серийной версии их осталось четыре), осуществлялась через две двери в центральной части корпуса: впереди - справа и сзади - слева. (N.B. Скорее всего ошибка в оригинале. Реально экипаж бронемашины мог состоять из трех человек: командир, он же стрелок в башне, основной водитель, водитель кормового поста управления).

 

 

 

 

AMD35_p07

 

 

Прототип AMD-35 №82827 с башней «Avis», вооруженный 13,2-мм пулеметом (на снимке не виден). Фотография сделана в парке 6CUIR - Верден (Verdun). (Коллекция Бронетанкового Музея (Musée des Blindés), от Christian Dumont). [15]

 

 

 

 


Прототип был изготовлен в октябре 1933 года. С 9 января по 2 февраля 1934 года он проходил испытания перед приемной комиссией в Vincennes. Относительно заданных требований прототип Panhard оказался тяжелее, выше и шире, но все другие важные показатели были соблюдены и даже превзойдены, главным образом по поведению машины на пересеченной местности. Также отмечалась хорошая управляемость, благодаря колесам большого диаметра, и надежная подвеска.

15 февраля 1934 года приемная комиссия, с рядом оговорок по доработке отдельных агрегатов, рекомендовала принять бронеавтомобиль на вооружение под названием «automitraitleuse de découverte Panhard modèle 1935» или AMD «Panhard», modele 1935 (AMD-35).

Осенью 1934 года модернизированный прототип (убрали гусеницы, установили ящики для снаряжения, которые на серийных машинах помещались за задними крыльями, изменили форму крыльев) испытывался кавалерией в Реймсе, а в начале 1935 года было объявлено о принятии бронеавтомобиля на вооружение.

В конце августа – начале сентября 1936 года прототип был доставлен в 6-ой кирасирский полк (6 CUIR), находившийся в Вердене. Командир полка - подполковник Lafeuillade. Полк считался моторизованным с 1933 года и имел на вооружении бронеавтомобили «White-Laffly». В августе 1936 в полк поступили новые бронеавтомобили «Laffly» 80АМ или «Laffly-Vincennes» (около двадцати машин), которые оставались на службе вплоть до замены на AMD-35 «Panhard» первой серии. Затем их передали в 3-й (позже 1-й) эскадрон 8CUIR в Saint-Germain-en-Laye. [16]

Командир 3-го эскадрона 6 CUIR капитан Gosselin начал подбирать экипаж прототипа. Водителем стал кавалерист 1-го класса Pierre Mathieu (родился в мае 1914 года, призван на службу осенью 1935 года, 22 октября 1935 года прибыл в 6 CUIR). [16]

В сентябре - октябре 1936 года прототип прошел испытания в Марокко, которые должны были показать возможности применения нового бронеавтомобиля на африканском континенте. Их успешный исход воплотился в 1938-1939 годах в три заказа на 128 машин AMD-35 тип AFN (см. Заказы и производственные серии AMD-35), однако начавшаяся война помешала этим планам.


·     ПРОТОТИП AMD-35 В МАРОККО


Что касается прототипа, то после возвращения из Северной Африки он, согласно некоторым источникам, оставался в 6-ом кирасирском полку, где в ходе компании 1940 года использовался в качестве бронемашины связи полковника Dario и закончил свой путь на обочине дороги в июне 1940 года. [16]


AMD35pr_09

AMD35pr_06

AMD35pr_08

Брошенный на обочине дороги прототип AMD-35. Июнь 1940 года.



Серийные AMD-35.


 

AMD35_p1

 

 

AMD-35 1-й серии с р/ст ER 26ter (две штыревые антенны). Башня APX-3 оснащена приборами наблюдения PPL RX 168 и шестью смотровыми щелями. [2]

 

 

AMD35_12

 

 

AMD-35 1-й производственной серии. Камуфляж отсутствует.

 

 

 

 

Серийный вариант довольно сильно отличался от прототипа. Корпус стал уже и длиннее, была изменена конструкция люков водителя. Глушитель вынесли наружу, усовершенствовали решетки моторного отделения, установили ящики для инструментов и запасных частей. Толщина лобовой брони корпуса достигла 20 мм. Бронеавтомобиль получил новую двухместную башню АРХ-3, разработанную фирмой «Puteaux». Она была больше, имела многогранную форму и склепывалась из 13-мм листов катаной стали. Задняя стенка башни представляла собой двустворчатую дверь. На скошенной спереди крыше башни имелся круглый люк с откидывавшейся вперед крышкой. В башне устанавливались 25-мм пушка «Hotchkiss» SA35 и 7,5-мм пулемет «Reibel» Mle31.

Не совсем ясна ситуация с радиооборудованием «Panhard» 178. Согласно литературным источникам [1, 3] имелось два варианта:

- машины командиров эскадронов/дивизионов/батальонов: оснащались радиостанциями ER26ter и ER29 и имели две штыревые антенны

- машины командиров взводов: оснащались радиостанциями ER29, штыревые антенны отсутствовали.


N.B. Из литературных данных не понятно, то ли все бронеавтомобили без штыревых антенн имели р/ст ER29, то ли только бронеавтомобили командиров взводов. Также следует обратить внимание на то, что известное к настоящему времени количество AMD-35 с антеннами значительно превышает существовавшее у французов число эскадронов/дивизионов/батальонов и, соответственно, их командиров. Поэтому можно предположить, что антенны имелись не только у машин с р/ст ER26ter, но и у машин с р/ст ER29 (т.е. бронеавтомобилей командиров взводов). А все остальные AMD-35 имели на борту либо только радиоприемник, либо, что менее вероятно, вообще были лишены радиооборудования.


·     ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Первый заказ (30 машин в двух партиях (15 + 15)) последовал почти незамедлительно за принятием модели на вооружение. По данным [15] контракты были заключены 1 января и 15 апреля 1935 года, по другим сведениям, соответственно, 25 апреля и 20 мая 1934 года. Сумма контракта (без башен и вооружения) составила 275.000 франков. Согласно договору, машины должны были быть поставлены в период с января по март 1936, но первоначальная задержка в несколько недель при запуске производства стала фатальной, поскольку весной 1936 года по Франции прокатилась волна забастовок. Затронули они и завод на улице Ivry, где велась сборка бронеавтомобилей. С другой стороны, задержка связана и с забастовками на заводах поставщиках комплектующих. Поэтому первые 30 AMD, «собранные» в период беспорядков с февраля по июль 1936, были полностью экипированы и получили башню только в течение 1937 года и это при безнадежно медленном темпе работ, почти тремя партиями, с двадцатимесячной задержкой от даты поставки, фигурирующей в договоре. [15]

Бронеавтомобили «первой» партии получили регистрационные номера 91659 – 91673 и 90247 – 90261. Основным визуальным отличием этих машин были приборы наблюдения (эпископы) PPL.RX.168, расположенные на крыше башни, а также смотровой прибор на лобовой части башни.


·     ЗАКАЗЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СЕРИИ AMD-35


 

 

 

 

AMD35_1269

 

 

Рисунок AMD-35 (1-ой серии). [Silhouettes d'Engins Blindes, Август 1937]

 

 

 

 

В войска (6-й кирасирский полк - 6CUIR) первые 19 AMD-35 были поставлены в апреле 1937 года.

С 29 июня по 2 декабря 1937 года в связи с рекламациями в 6CUIR провели длительные испытания серийной машины №91688 (пройдено около 3500 км). В результате в конструкцию бронеавтомобиля внесли ряд изменений, повысивших его надежность.


80 следующих бронеавтомобилей имели аналогичную судьбу. Panhard получил заказ на производство этой партии 15 сентября 1935, однако стало понятно, что своевременное выполнение задания в разгар забастовок не возможно. 11 августа 1937 года завод перенес сдачу машин на период с января по июль 1938 года. Но и этот график выдержан не был. Последний бронеавтомобиль из второго заказа покинул завод в феврале 1939 года на семь месяцев позже договорного срока. Бронеавтомобили этой партии имели регистрационные номера 99792 - 99871.


 

 

 

 

AMD35_p2

 

 

AMD-35 2-й производственной серии с башней APX-3, прибором наблюдения Гундлаха (Gundlach), р/ст ER 29 и вентилятором. [2]

 

 

AMD35_482

 

 

Внутри башни AMD-35.

 

 

 

 

Визуально AMD-35 2-й серии отличались только внешним видом башен. У машин «промежуточных» выпусков на бортах башни находились четыре эпископа (N.B. панорамных перископа) PPL RX 168 и три смотровые щели. В окончательном варианте сохранилась только кормовая смотровая щель. На крыше бышни разместили два перископа Гундлаха. Кроме того, начиная со 110-130 бронеавтомобиля, на крыше башни начали устанавливать вентиляционный «грибок».


К моменту мобилизации Французской армии в сентябре 1939 года на вооружении 11 эскадронов находилось 217 AMD-35. [15] По другим данным к 1 сентября в войска были переданы 218 или 219 бронеавтомобилей. С началом войны реальное производство значительно отставало от запланированного. Исключением стал май 1940 года, когда было изготовлено 98 AMD-35 при плане 40 БА. [5] В основном задержка происходила из-за отсутствия башен АРХ-3. К 17 мая 1940 года не хватало 68 башен, к 22 мая - 61. Последняя ведомость производства датируется 7 июня 1940 года. К этому времени на заводе имелось 3 готовых бронеавтомобиля, 55 находились в производстве, 52 из них не имели башен. Из-за этого одиннадцать дней спустя было принято решение установить на 21 броневик круглую рубку без крыши с шестью бойницами для стрельбы из ручного пулемета.


Всего с начала производства по июнь 1940 года в двух сериях выпустили 527 бронеавтомобилей «Panhard» AMD-35.


Бронеавтомобили «Panhard» AMD-35 поступали на вооружение разведывательных эскадронов и полков.

Разведывательные эскадроны (Escadron de decouverte) входили в состав бронетанковых разведывательных групп (GRDI - Groupe de Reconnaissance de Division d’Infanterie) или бронекавалерийских разведывательных групп (RAM - Regiment Automitrailleuses).

Согласно штатному расписанию [3] разведывательный эскадрон состоял из:

- штабного взвода (бронемашина-связи на базе AMD-35, отделение связи, отделение снабжения, медицинское отделение, отделение ремонта). Всего около 50 человек.

- четырех взводов бронеавтомобилей. В каждом из них имелось 2 мотоцикла, автомобиль связи и 3 AMD-35. Личный состав взвода: один офицер и 15 солдат.

Всего в эскадроне насчитывалось 5 офицеров, 110 солдат, 13 AMD-35 (12 линейных и радиомашина), 6 автомобилей связи, 3 фургона, 4 грузовика, 19 мотоциклов из них 3 с коляской.

По другим данным в составе разведывательного эскадрона должно было находиться 14 линейных AMD-35 (из них два резервных) и одна бронемашина-связи.


Разведывательные полки (CUIR - Regiment de decouverte) входили в состав легких механизированных кавалерийских дивизий (DLM - Division Legere Mecanique).

По штатному расписанию [3] разведывательный полк состоял из:

- штаба полка (командирский взвод, разведывательный взвод, взвод связи, медицинский взвод). Всего 7 офицеров, 77 солдат, бронемашина-связи AMD-35, 17 мотоциклов из них 2 с коляской, 8 машин связи, 7 фургонов.

- резервного эскадрона (около 200 человек, 4 AMD-35, 4 эвакуационных трактора, 2 авторемонтных мастерских, 2 санитарных машины, 2 автоцистерны).

- двух разведывательных батальонов, в составе:

·   командование батальона (взвод): 25 человек, один AMD-35, 9 мотоциклов из них один с коляской, 5 машин.

·   эскадрон бронеавтомобилей: командирский взвод (один AMD-35), взвод обслуживания и 4 взвода бронеавтомобилей (в каждом 5 AMD-35 и 3 мотоцикла). Всего в эскадроне – 153 человека, 21 AMD-35, 24 мотоцикла (из них 3 с коляской), 16 легких пулеметов, 60-мм миномет, 6 автомобилей связи, 4 фургона и 3 грузовика.

·   эскадрон мотоциклистов: командирский взвод, взвод обслуживания (43 человека, 14 мотоциклов (из них 3 с коляской), 2 автомобиля связи, 60-мм миномет, 4 фургона и 2 грузовика) и четыре взвода мотоциклистов. Взвод мотоциклистов состоял из командирского отделения (7 человек, 4 мотоцикла, один из них с коляской) и двух стрелковых отделений (в каждом 10 человек, 5 мотоциклов с коляской и 2 легких пулемета). Всего в эскадроне насчитывалось 147 человек, 55 мотоциклов с коляской, 11 мотоциклов, 16 легких пулеметов, 60-мм миномет, 2 автомобиля связи, 4 фургона и 2 грузовика.

Итого по штату разведывательный полк имел: 67 офицеров, 129 сержантов и 753 рядовых, 49 AMD-35 (48 линейных и бронемашина связи), 223 мотоцикла, два 60-мм миномета, 32 легких пулемета и около сотни транспортных средств различных типов, включая 34 машины связи, 38 фургонов и 33 грузовика.

По другим данным в полку числилось 44 линейных AMD-35 (из них 4 резервных) и 4 бронемашины-связи.


Вышеперечисленные подразделения, оснащенные бронеавтомобилями AMD-35, входили в состав следующих частей:

- разведывательный полк (CUIR) имелся у трех легких механизированных кавалерийских дивизий (DLM): 6CUIR (1DLM), 8CUIR (2DLM), 12CUIR (3DLM). Находившийся на момент начала активных боевых действий в стадии формирования 10 CUIR, первоначально предназначавшийся для 4DLM, был в итоге передан 4DCR.

- в составе пяти легких кавалерийских дивизий (DLC – Division Legere de Cavalerie) находились смешанные бронекавалерийские разведывательные группы (RAM – Regiment Automitrailleuses): 1RAM (1DLC) (позже передана 4DLM), 2RAM (2DLC), 3RAM (3DLC), 4RAM (4DLC) (позже передана 7DLM), 5RAM (5DLC). [N.B. - 4DLM и 7DLM формировались в мае – июне 1940 года] В составе RAM по данным [2, 3] кроме 13 бронеавтомобилей AMD-35 (из разведывательного эскадрона) имелось 13 легких танков «Hotchkiss» H-35. Есть сведения, что парк бронетехники смешанной бронекавалерийской разведывательной группы составлял 44 танка и бронеавтомобиля.

- в составе семи моторизованных пехотных дивизий (DIM - Divisions d'lnfanterie Motorisees) имелись разведывательные группы (GRDI - Groupe de Reconnaissance de Division d’Infanterie): 1GRDI (5DIM), 2GRDI (9DIM), 3GRDI (12DIM), 4GRDI (15DIM), 5GRDI (25DIM), 6GRDI (3DIM), 7GRDI (1DIM). Численность парка бронеавтомобилей AMD-35 по данным различных источников колеблется от 12 до 16 AMD-35.

- в составе четырех танковых дивизий РГК (DCR – Division Cuirasse) находился моторизованный батальон, который имел 20 бронеавтомобилей (в т.ч. и AMD-35). [N.B. 4DCR под командованием полковника де Голля формировалась в мае 1940 года, поэтому вопреки правилам в нее включили бронекавалерийский разведывательный полк.]

Кроме вышеперечисленных подразделений бронеавтомобили «Panhard» AMD-35 имелись в штате 32GRDI, приданого 43-й пехотной дивизии (5 единиц), 41GRDI, 44GRRF, 21 Escadron de Reconnaissance из Экспедиционного корпуса («Corps expeditionnaire»), предназначавшегося для отправки в Норвегию. [3]


·     ТАКТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ


Из трех легких механизированных кавалерийских дивизий (DLM) к весне 1940 года был сформирован Французский Кавалерийский корпус. Впрочем задачи у дивизий были разные. 1DLM, в случае немецкого наступления, должна была выдвинуться к Маастрихту (Нидерланды), в то время как 2DLM и 3DLM - занять позиции на территории Бельгии. Разведывательные полки дивизий должны были быстро продвинуться вперед, чтобы замедлить вражеское наступление и дать время основным силам на развертывание.

На территории Голландии первое боестолкновение бронеавтомобилей AMD-35 из 6CUIR (1DLM) с немецкими передовыми частями из Pz.Div.9 произошло 11 мая в районе г.Tilburg. По воспоминаниям члена экипажа одного из БА в ночь с 10 на 11 мая бронеавтомобили AMD-35 находились в дозоре у канала Wilhelmine около г.Tilburg, когда заметили колонну, идущую с включенными огнями. Вначале французы замешкались, решив что это могут быть гражданские жители, но затем открыли огонь. Несколько машин загорелось и в отсветах пламени стало видно, что это действительно немецкий авангард. Бронеавтомобилям противника удалось по мосту пересечь канал, но их сразу же подбили. Остальная часть колонны, была рассеяна и повернула назад. [3]

 

 

 

 

AMD35_501

 

 

AMD35_502

 

 

Два безбашенных AMD-35. Регистрационные номера отсутствуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

AMD35_858

 

 

AMD35_896

 

 

Брошенные французами безбашенные AMD-35. Регистрационные номера не определены.

 

 

AMD35_1144

 

 

Безбашенный AMD-35 со знаком эскадрона бронеавтомобилей «дальней» разведки 2GRDI.

 

11 мая с 9 часов утра, отделение Dudognon из 6CUIR обороняло мост Moergestel на реке Reusel. В 11 часов утра немецкий авангард из трех бронеавтомобилей, трех мотоциклов с коляской и грузовика подъехал к мосту. Командир одного из AMD-35 Mdl Гаултиер (Gaulthier) вспоминает: «Первые два немецких бронеавтомобиля не заметили меня и направились в сторону машины la Varende. Первый смел на своем пути два наших мотоцикла и, едва не столкнувшись с машиной la Varende (сорвав по пути крыло), врезался в цементный столб. Второй - (Sd.Kfz.231 8-rad) остановился слева от меня и открыл огонь. Тем временем на мосту передо мной появился третий бронеавтомобиль. Я открыл огонь из орудия, и попал в него с первого раза. Он по инерции прокатился несколько метров и застыл справа от моей машины. В этот момент взорвался мост на котором находился грузовик. Погибло много немецких солдат. Взрыв ошеломил меня, и я свалился внутрь боевого отделения. Когда я оправился от шока и вернулся в башню, то увидел, что второй немецкий бронеавтомобиль, все еще ведет огонь. Повернув башню, я в упор из пушки и пулемета (бронебойными патронами) расстрелял его. Бой продолжался около пятнадцати минут. Враг потерял порядка 20 человек убитыми и утонувшими. Мы захватили четырех пленных, из них двух раненных. Были уничтожены три немецких бронеавтомобиля и мотоцикл. Двумя трофейными BMW мы заменили наши разбитые мотоциклы, и использовали их до самого Дюнкерка». [3]


К концу мая 1940 года Французский Кавалерийский корпус как боевая единица практически прекратил свое существование. Генеральный штаб попытался реорганизовать корпус, а фактически создать его заново. В его состав должны были войти пять легких механизированных дивизий. Для их формирования в ход пошли последние ресурсы и резервы, в том числе и свеже-произведенные AMD-35 (часть этих бронеавтомобилей даже не имела стандартной башни (таких в июне 1940 года было выпущено 40 единиц)). [8]


 

 

 

 

AMD35_255

 

 

AMD-35 в музее г.Самюр. Франция.

 

 

AMD35_256

 

 

AMD-35 в музее Бронетанкового вооружения и техники. Кубинка, Россия. [2]

 

 

 

 

Три новые легкие механизированные дивизии (1DLM, 2DLM и 3 DLM), находящиеся под командованием Кавалерийского корпуса, формировались к западу от Парижа. Также планировалось пять легких кавалерийских дивизий (DLC) преобразовать в легкие механизированные дивизии. Однако успели сформировать только две – 4DLM и 7 DLM. По данным [8] на 10 июня 1940 года в составе вновь сформированных DLM бронеавтомобили имелись в следующем количестве:

- 1 DLM (полковник Beauchesne), район Pacy-sur-Eure - пять AMD-35;

- 2 DLM (генерал Bougrain), район Dourdan - 2 эскадрона AMD-35 (вероятно не более 20 бронеавтомобилей);

- 3 DLM (генерал (Testard), район Conches - 2 эскадрона AMD-35 (вероятно не более 20 бронеавтомобилей);

- 4 DLM (генерал Leyer), сформирована к востоку от Парижа из остатков 1DLC, 17GRCA, 2GRDI - 1 бронеавтомобильный полк (12 AMD-35);

- 7 DLM (генерал Marteau), сформирована 5 июня из остатков 4DLC. Придана 2-й армии - два эскадрона бронеавтомобилей и мотоциклистов (10 AMD-35).


Перечисленные легкие механизированные дивизии продолжали сражаться до 25 июня – капитуляции Франции. В основном они занимались прикрытием отступления пехотных частей на юг страны.


Большинство бронеавтомобилей «Panhard» AMD-35 достались немцам в исправном состоянии и активно применялись ими на фронтах Второй мировой войны под обозначением Pz.Spah.204(f).


После капитуляции Франции в Армии Виши (Army of Armistice) осталось 64 AMD-35 (есть сведения, что еще 45 безбашенных AMD-35 французы утаили). По требованию немцев у бронеавтомобилей были демонтированы 25-мм пушки, вместо которых установили 7,5-мм пулемет «Reibel» Mle 31. В ноябре 1942 года (оккупация вишистской Франции) все эти машины попали в руки немцев.

Два AMD-35 были захвачены итальянцами при оккупации юго-восточной части Франции в ноябре 1942 года. Они использовались в 224-й дивизии береговой обороны до сентября 1943 года (№RE 1360 и №RE 1361).


В начале 1945 года производство AMD-35 было возобновлено. Поскольку 25-мм пушка к тому времени устарела, на машину установили новую башню FL-1 вооруженную 47-мм пушкой SA-35 и пулеметом. Подобный вариант разрабатывался еще в июне 1940 года, но из-за капитуляции Франции все работы были прекращены. Новый бронеавтомобиль получил обозначение «Panhard» 178В. Машины использовались сначала во Франции а затем были отправлены в колонии.


До наших дней сохранились два AMD-35: один в Самюре (собран из нескольких машин, находившихся в Новой Каледонии), второй в Кубинке - трофейный Pz.Spah.204(f).



ВАРИАНТЫ НА БАЗЕ AMD-35.


 

 

 

 

AMD35r_p1

 

 

Радиомашина на базе AMD-35. [2]

 


Машина связи на базе AMD-35.


В 1937 году фирма «Panhard» получила заказ от службы связи на создание 24 бронемашин с мощной радиостанцией ER 27, имеющей дальность действия 100 - 150 км, и двумя радиостанциями ER 26ter с дальностью действия 60 км. Машины связи предназначались для командных пунктов крупных соединений механизированной кавалерии и танковых войск.

По другим данным были разработаны два типа машин-связи:

1) Предназначались для штабов разведывательных эскадронов (батальонов). Оснащались двумя р/ст ER 26ter: первая - для связи с командирами взводов, вторая - для связи с командиром эскадрона (батальона).

2) Предназначались для организации связи на уровне штаб эскадрона (батальона) – штаб дивизии (армии), либо командования крупных соединений механизированной кавалерии и танковых войск. Оснащался р/ст ER27 (вес 200 кг, радио- и телеграфная связь, дальность: 40 км – на марше, до 150 км – в стационарном положении). Совместима с р/ст ER 26ter, ER51 и ER53 (танковые), ER22 (артиллерийские наблюдатели)

Основным визуальным отличием от линейных AMD-35 была замена башни неподвижным казематом-рубкой похожей формы, но с плоским верхом и большим открывающимся люком.

Заказанные радио-машины были изготовлены к началу 1939 года, но на 3 декабря ни одна из них не поступила в части: 14 находились в мастерских служб связи (некоторые уже были готовы к отправке в армию); десять, прошедших военную приемку, ожидали установку радиостанций.

15 апреля 1940 года поступил заказ на производство к 31 марта 1941 года еще 150 командно-штабных машин. Выполнить его уже не успели...

Весной 1940 года машины связи были переданы частям механизированных и бронекавалерийских легких дивизий. По другим данным, к началу боевых действий все 24 машины находились в форте д'Исси, где были захвачены немцами.

N.B. Скорее всего истина, находится посередине. Судя по имеющимся фотографиям, некоторое количество радио-машин все-таки было передано в войска и приняло участие в боевых действиях.



·     ФОТОГАЛЛЕРЕЯ машины связи на базе AMD-35


 

 

 

 

AMD35Rnt_p1

 

 

AMD-35 с 47-мм пушкой SA35 в башне «Renault» [2]

 

 

AMD35Rnt_03

 

 

Подбитый AMD-35 с башней «Renault».

 

 

 

 

 

AMD35Rnt_01

 

 

AMD35Rnt_02

 

 

Брошенный AMD-35 с 47-мм пушкой SA35 в сварной башне из 1RAM. Франция, 17 июня 1940 года. [1, 4]

 

 

AMD35Rnt_04

 

 

Подбитый AMD-35 с башней «Renault».

 

 

Прототип AMD-35 с башней «Renault».

 

В ходе майских боев стало ясно, что вооружения AMD-35 недостаточно для борьбы с бронетанковой техникой противника. В срочном порядке была предпринята попытка установить на бронеавтомобиль 47-мм пушку SA35 (монтировалась на танках B1bis, «Somua S-35», AMC-35). 13 июня 1940 года было заказано 40 башен «Renault» c 47-мм орудием, но выпустить их уже не успели. Единственный построенный образец участвовал в боях на реке Луара. Был подбит 15 июня 1940 года в районе г.Cosnes-sur-Loire.

По данным [4] бронеавтомобиль имел следующие ТТХ: длина - 4,79 м; ширина - 2,01 м, высота - 2,31 м, скорость - 72 км/ч, вес - 8,5 т, экипаж – 4 человека.


 

 

 

 

AMD35jap_p1.jpg

 

 

AMD-35 c башней APX-5. [2]

 

 

 

 

 

AMD35jap_1.jpg

 

 

AMD-35 с башней APX-5 на стоянке трофейной японской техники. Французский Индокитай. 1945 год. [3]

 

 

AMD-35 с башней APX-5.

 

Бронеавтомобиль с экипажем из трех человек и одноместной башней APX-5 1), имеющей меньший диаметр погона, чем у стандартной башни «Panhard» 178.

Первая партия из четырех машин (заказ №72181 D/P) была отправлена в Индокитай 12 октября 1939 года. Как минимум, один из них был захвачен японцами, а в 1945 году достался американцам вместе с другой японской бронетехникой.

Четыре бронемашины AMD-35 того же типа из второй партии (заказ №98036 D/P) получили название «Cochinchine» («Южный Вьетнам»). Первая из них в конце декабря 1939 года была отправлена в Rueil по-видимому, для установки башни APX-5. Затем ее вернули на завод «Panhard», откуда в середине января 1940 направили в форт Issy для установки радиостанции (N.B. или переоборудования в радиомашину?). Еще три бронеавтомобиля были выпущены лишь в конце января. Вероятно, башни у них отсутствовали. Эти четыре (?) машины, оставшиеся в метрополии, встречаются в списках «Армии Перемирия» (Armée de Armistice). Об этом можно судить по фразе Жозефа Рестани (Joseph Restany), который говорил, что у некоторых спрятанных от немцев AMD-35 были «более маленькие диаметры башен, чем у других бронеавтомобилей» 2). [15]


1) - Башня с 25-мм орудием и 7,5-мм пулеметом, такие имели также AMR-35 «Renault» ZT2 и легкий бронеавтомобиль Gendron SOMUA AM39.

2) - «Une entreprise clandestine sous l'occupation allemande», J. Restany, Lavauzelle 1948. page 43.


 

 

 

 

AMD35B_p1

 

 

«Panhard» 178B. [1]

 

 

 

 

 

AMD35B_01.jpg

 

 

«Panhard» 178B с именем «CARMEN». Французский Вьетнам. Имя БА написано белой краской на фоне темно-зеленого прямоугольника, закрывающего первоначальное имя машины.

 

 

 

 

 

«Panhard» 178B

 

В начале 1945 года производство AMD-35 было возобновлено. Поскольку 25-мм пушка к тому времени устарела, на машину установили новую башню FL-1 вооруженную 47-мм пушкой SA-35 и пулеметом. Подобный вариант разрабатывался еще в июне 1940 года, но из-за капитуляции Франции все работы были прекращены. Новый бронеавтомобиль получил обозначение «Panhard» 178В. Машины использовались сначала во Франции а затем были отправлены в колонии.

В 1950 году партия «Panhard» 178В была отправлена в Индокитай. Во Вьетнаме использовались главным образом в боевом охранении автоколонн. Эксплуатировались до 1955 года. Сохранившиеся БА достались по наследству армии республики Вьетнам. В 1960 году 15-й бронеэскадрон морской пехоты использовал эти бронеавтомобили для подавления беспорядков в Джибути. Также они активно применялись в Алжире, Марокко и Сирии.


AMD35B_02

AMD35B_03a

AMD35B_03b

AMD35B_03c

«Panhard» 178В из Дамаска (Сирия). По сведениям, предоставленным М.Коломийцем, в настоящее время эта машина находится в запасниках военного музея.

Кладбище военной техники: останки «Panhard» 178В и танков M5 «Stuart» на берегу острова Héron (Джибути).
[www.flickr.com]



Составил:  25.07.2007. GeorGGe69 ©


На главную / Home

Hosted by uCoz