Прототип AMD-35 в Марокко



Обновления (Updatе):

03.10.2009 – создание страницы



Текст основан на материалах из статьи «J’AI PILOTÉ LE PROTOTYPE DE L’AMD PANHARD AU MAROC», опубликованной в журнале HISTOIRE DE GUERRE, Blindés Et Matériel №85, 2008, стр.76-80.


 

 

 

 

AMD35pr_11

 

 

Порт Бордо, прототип №82827 грузиться на судно «Марракеш», для отправки в Касабланку. (кол. P.Mathieu) [16]

 

 

AMD35pr_05

 

 

14 октября 1936 года. Мастерские (парк) 1 RCA в Рабате. Слева направо: сержант (MdL) Thevenin, водитель кормового поста Bourret и водитель Pierre Mathieu у прототипа, непосредственно перед отправкой в двухнедельный пробег через Марокко. (кол. P.Mathieu) [16]

 

 

AMD35pr_10

 

 

24 октября 1936. Вади Goulimine. P.Mathieu, на башне, наблюдает за местными жителями, которые пытаются выровнять машину и помочь ей выехать. Две фляги с водой говорят о жаре внутри машины – более 40°C – это гораздо тяжелее, чем акробатический спуск в вади. (кол. P.Mathieu) [16]

 

 

AMD35pr_14

 

 

24 октября 1936. Вади Goulimine. Этот район, где находился гарнизон 3 эскадрона 1RCA, был единственным, где Pierre Mathieu получил постороннюю помощь. Он спускался в вади, когда машина пошла боком. (кол. P.Mathieu) [16]

 

 

 

 


Сразу после прибытия прототипа в 6 CUIR (конец августа - начало сентября 1936 года) началось формирование экипажа. Воспоминания Pierre Mathieu: «Мы ничего не знали об этой новой машине и были очень заинтригованы. Капитан (Gosselin) мне сказал: Mathieu, вы хотели бы поехать в Марокко? Я ответил утвердительно. И поэтому был назначен водителем».

7 сентября прототип был отправлен с вокзала Вердена в Бордо. 14 сентября за ним последовал набранный экипаж.

 

 

 

 

Marocco

 

 

Маршрут прототипа.

 

 

AMD35pr_13

 

 

Ben Guerir. Сидя на крыле своей машины, P.Mathieu позволяет себе выкурить сигарету во время остановки для дозаправки и технического обслуживания прототипа. (кол. P.Mathieu) [16]

 

 

AMD35pr_15

 

 

Во время испытаний в Марокко вместе с прототипом AMD находился ряд редких машин, таких как этот VLTT Berliet VUR, приписанный к 1 RCA, который входил в состав эскорта сопровождающего пробег. (кол. P.Mathieu) [16]

 

 

AMD35pr_16

 

 

Вади Goulimine, африканские стрелки 3-го эскадрона помогают двигаться прототипу AMD. Сзади видны свернутые канаты, которые служили для буксировки машины, а иногда, чтобы закрепить башню, которая на крутых склонах выскакивала из направляющих. (кол. P.Mathieu) [16]

 

 

 

 

15 сентября в Бордо машина была погружена на грузовое судно «Marrakech». 18 сентября они прибыли в Касабланку и 6 октября присоединились к 1-му полку африканских стрелков (1 RCA) в Рабате. Части 1 RCA были распределены по всей марокканской территории. В Рабате находился штаб и хозяйственные службы, в том числе мастерские. 1-ый эскадрон дислоцировался в Taroudant, 2-ой и 4-ый эскадроны в Ouarzazate и 3-ий эскадрон расквартировывался в Goulimine. Командир полка - подполковник Rickling.

Командование над прототипом в Марокко принял младший лейтенант Atelier. Кроме него в состав экипажа входили сержант (MdL) Thevenin, кавалеристы Bourret и Mathieu.

По воспоминаниям Pierre Mathieu: «Мы были не единственными, кто проходил испытания и тестирование. Здесь были Citroen, Renault и Berliet, но их машины, зачастую не имели кузова. Это были грузовики, нагруженные балластом из бетона, чтобы имитировать броню и вооружение. Мы все выходили вместе. Это был большой конвой с 30-40 офицерами, которые наблюдали за передвижением машин. Я управлял прототипом, в то время как Bourret был водителем кормового поста управления».


С 14 по 29 октября прототип совершил очень сложный пробег через весь Марокко. Основные этапы маршрута: Rabat, Casablanca, Ben Guerir (Benguerier), Marrakech, перевал Tizi n'Test (достигает высоты 2100 м вблизи горы Toubkal - самой высокой в Западной Африке), Taroudant, где 19 октября экипажу был предоставлен выходной день. Далее - Igherm (или Igerm) и Tata. Отсюда начался 300 км переход через широкое пустынное песчаное плато вдоль вади Drâa, отмеченное только оазисами Akka, Foum el-Hassane и Tarhjijt, к н/п Goulimine (Guelmim), куда бронеавтомобиль прибыл 24 октября. Потом маршрут лежал вдоль океанического побережья через Agadir, Mogador (Essaouira), Safi, Mazagan (El-Jadida) и, наконец, прибытие в Casablanca.


Воспоминания Pierre Mathieu: «Все эти дни мы ехали. Посетили военные пункты, созданные Lyautey (N.B. Louis Hubert Gonzalve Lyautey – c 1912 по 1925 командующий французскими войсками в Марокко). Там мы пополняли запасы топлива. Сделали почти 3000 км. Начиная с Касабланки, я проехал по всему южному Марокко, и видел знак, который указывал на начало пути пересекающего Сахару: «Джибути, семь месяцев на верблюде».

Прототип был очень хорошей машиной. Офицеры, которые следовали за нами на автомобилях Berliet и Citroеn, потерпели аварии из-за поломок радиатора. Моя машина выдержала все благодаря воздушному охлаждению.

При пересечении вади Drâa (между Akka и Goulimine) впереди меня шел местный житель, который указывал высоту воды. Однако я застрял посреди вади, ширина которого здесь достигала около 300 метров. Был полдень и офицеры, которые следовали за машиной, оставили меня на месте аварии, чтобы пообедать. Я тоже испытывал голод, но прежде всего меня мучила жажда, так как температура была под 40º, к тому же усиленная броней машины. Араб принес мне мелких ягод терновника, что бы я утолил жажду. Когда офицеры вернулись, я уже сумел подняться из вади. Они попросили повторить восхождение. Я ответил отказом. Пока не поем, не хочу начинать снова.

Из-за того что в южной части страны дороги практически отсутствовали, испытания проводились на каменистой почве и поэтому скорость движения прыгала. Я понял, что нельзя убирать ногу с педали газа машины, так как она начинала двигаться рывками, и мы бы застряли. Тогда я использовал поясной ремень, чтобы поддерживать заданную скорость.

Автомобиль имел аккумуляторную батарею для запуска. Когда она оказывалась разряженной, мы использовали пусковой стартер. Это была единственная машина оснащенная таким образом. Пусковое устройство располагалось на уровне днища. Прототип (N.B. – одна первых серийных машин), который я испытывал в Vincennes, отличался от нее. Он имел две аккумуляторные батареи.

Каждое колесо, все из них были ведущими, имело кожух (картер) с маслом. После переправы через вади, а мы их переходили много раз, я был обязан разбирать тормозные барабаны, чтобы слить воду, собравшуюся внутри, так как вместе с маслом эта смесь становилась похожей на густой майонез. Поворот башни осуществлялся рукояткой. Имелся тормоз для блокировки ее вращения».


31 октября прототип вернулся в Рабат. 4 ноября бронеавтомобиль последний раз продемонстрировал свои возможности перед офицерской аудиторией. После чего, 7 ноября 1936 года, машина и экипаж были погружены в Касабланке на судно «Chella», которое доставило их в Марсель. 14 ноября Pierre Mathieu вернулся в Верден, прототип доставили в часть через три дня.


Составил:  03.10.2009. GeorGGe69 ©